Работодателям! О привлечении к труду иностранных граждан
Порядок привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан установлен Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Иностранный гражданин может быть принят на работу в Российской Федерации, если он въехал на территорию государства и находится в нем на законных основаниях.
Работников-иностранцев можно разделить на тех, кто проживает на территории РФ постоянно (имеют вид на жительство) или временно (имеют разрешение на временное проживание), и тех, кто пребывает временно (поставлены на миграционный учет по месту пребывания). Кроме того, правовой статус иностранных работников отличается в зависимости от порядка пересечения ими государственной границы (в визовом либо безвизовом порядке).
Иностранным гражданам, имеющим вид на жительство либо разрешение на временное проживание, при осуществлении трудовой деятельности не требуется разрешение на работу либо патент.
Иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ на основании виз, вправе осуществлять трудовую деятельность только при наличии обыкновенной рабочей визы. При наличии туристической, частной и иных видов виз иностранный гражданин осуществлять трудовую деятельность не вправе.
Иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ в порядке, не требующем получения визы, вправе осуществлять трудовую деятельность на основании патента.
Для получения патента иностранный гражданин в течение 30 календарных дней со дня въезда в РФ обязан обратиться в органы внутренних дел. Неисполнение указанной обязанности является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 18.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом следует отметить, что срок пребывания указанной категории иностранцев продлевается на срок действия патента.
Работодатели обязаны уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
В октябре 2022 года сотрудниками Отдела МВД России по Тацинскому району выявлен факт неуведомления индивидуальным предпринимателем П. территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в сфере миграции, о заключении трудового договора с иностранным гражданином в установленный срок. Белокалитвинский городской суд, рассматривающий дело, вынес постановление о взыскании с ИП П. административного штрафа в сумме 400 000 рублей.
Статьями 18.15, 18.16, 18.17 Кодекса РФ об административной ответственности установлена ответственность за нарушения требований федерального законодательства при привлечении к труду иностранных граждан. При этом размеры административных штрафов для работодателей варьируются от 25 000 рублей до 800 000 рублей.
В апреле 2022 года сотрудниками Отдела МВД России по Тацинскому району выявлен факт привлечения к трудовой деятельности двух иностранных граждан индивидуальным предпринимателем К., в отношении которого было составлено 2 административных протокола за нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Белокалитвинским городским судом в отношении ИП К. вынесены постановления о взыскании административных штрафов в сумме 25 тыс. рублей за каждое нарушение.
Кроме того, следует отметить, что неоформление трудового либо гражданско-правового договора между работником и работодателем в письменном виде не является основанием для освобождения обоих от административной ответственности, так как согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.